Мы сами убили имидж молдавского вина

13.09.2013 23:51
 

Мы сами убили имидж молдавского вина 
13.09.2013 (Опубликовано в 91 (1707)


Кому выгоден шум вокруг нового эмбарго на ввоз вина в Россию?

 
В структуре молдавского экспорта вино занимает скромную позицию. Виноделие мы давным-давно потеряли. До 2006 года Молдова занимала седьмое место в мире среди стран-производителей вина по объему экспорта винодельческой продукции (4 процента от мирового объема), опережая Германию, Аргентину и Португалию. Но это – дела давно минувших дней. К тому же почти все серьезные винодельческие предприятия проданы иностранцам.
 
Почему такой ажиотаж сейчас именно вокруг вина? Да потому, что в сознании обывателя Молдова живет якобы исключительно вывозом вина и помидоров. И им, этим сознанием, очень легко манипулировать. Чем громче кричат про Россию, которая якобы губит наше виноделие, тем меньше вопросов к тем, кто его на самом деле сгубил.
 
«Кому выгоден этот спектакль? – возмущается предприниматель, глава общественной ассоциации «Моя Молдова» Федор Гелич. – Ко мне обращаются бизнесмены – производители винограда технических сортов. Им уже предлагают скупать урожай по дешевке. Они видят в случившемся простую комбинацию: обесценившееся сырье приобретается в Молдове по мизерным ценам и вывозится, к примеру, в Абхазию, откуда потом расходится по всей России в виде уже абхазских вин из молдавского винограда. Пострадают те, кто вложил деньги в закладку виноградников, село, которому придется отдавать урожай за гроши. Выиграют перекупщики сырья. А в целом я хочу спросить - почему наша власть вдруг взялась так патронировать виноделие? Я как производитель, в частности, зерновых хлопьев возмущен: мой бизнес имеет такое же право на поддержку. Пусть виноделы сами разбираются с Россельхознадзором. У нас капитализм».     
 
Еще Гелич занимается транспортными перевозками и уже получил предупреждение о том, что с 14 сентября рейсы в Россию будут блокированы. Это – большой удар по транспортникам. Примечательно, что Россельхознадзором заблокированы и две партии свежих яблок из Молдовы - 39 тонн, партия кукурузы – 400 килограммов. Но правительство отказывается комментировать все эти факты. Профильный министр Василе Бумаков пообещал «все исправить» и даже съездил в Россию. Не его вина в том, что переговоры ничего не дали – если с Бумаковым вообще пожелали разговаривать. 
 
Многие сейчас выражают сомнения в том, что Роспотребнадзор действительно обнаружил в более 28,4 тысячи литров алкоголя из Молдовы дебутилфтолат. Наши эксперты говорят, что наше вино - хорошее. Но при этом всем давно известно, что для России производители целенаправленно формируют фальсифицированные партии алкоголя, считая россиян непритязательными. В Москве, например, можно купить «Каберне» с пометкой «полусладкое». Дошло до того, что вино делают из порошка.
 
О качестве наших напитков свидетельствует низкий спрос на внутреннем рынке. Вы часто видите на кассе в супермаркете покупателя, который рассчитывается за бутылку молдавского вина? Большинство молдаван предпочитает пить вино домашнего производства, изготавливая его самостоятельно или покупая у знакомых добросовестных виноделов. И ведь это не от хорошей жизни. Все мы знаем, что вино в магазинах - не то, которое мы покупали когда-то. По данным ВОЗ, в Молдове больше половины потребляемого алкоголя – из неофициальных источников.
 
Почему же мы обижаемся, когда нас критикуют в Москве? Наше виноделие скончалось, а мы этого не заметили, и до сих пор продолжаем сочинять мифы про напитки, которыми восхищается британская королева. Нет такого бренда. Мы сами его убили. 
 
Что будет, если российский рынок закроется полностью? По данным национального агентства безопасности продовольствия, Молдова собиралась экспортировать в нынешнем году более 80 тысяч тонн столовых сортов винограда, что в 2,7 раза выше, чем в 2012 году. Более 85 процентов этой продукции, как и вина, поглощает российский рынок. До введения винного эмбарго в 2006 году в Россию вообще поставлялось до 80 процентов молдавских вин, коньяков и шампанского.
 
Сегодня «в знак солидарности с Молдовой» Евросоюз обещает «рассмотреть возможность» увеличения квот на экспорт вина. Об этом заявил еврокомиссар по расширению и европейской политике соседства Штефан Фюле во время дебатов в Европарламенте, которые прошли в среду в Страсбурге по вопросу давления России на страны «Восточного партнерства» в канун проведения Вильнюсского саммита.
 
Но «планировать рассмотреть» и «поддерживать диалог в решении вопроса с профильным еврокомиссаром, отвечающим за сельское хозяйство», - не означает купить. И вообще планировать нужно было раньше, так как то, что случилось, было прогнозируемо.
 
Румынский президент Траян Бэсеску также заявил о готовности Румынии значительно увеличить импорт из Молдовы вина и другой сельхозпродукции. Он – внимание! - пообещал, что «выдвинет соответствующие рекомендации правительству Румынии и торговым компаниям». Об отношениях Бэсеску с правительством мы наслышаны. Недавно премьер Виктор Понта заявил, что кабинет министров не в состоянии выполнить многочисленные обещания, которые дает Молдове Бэсеску. «Хорошо быть президентом и обещать щедрую помощь за чужой счет, - сказал Понта. - Если бы все сделанные за последние годы декларации президента были выполнены, Молдова стала бы богаче Катара».
 
Что скажет частник Бэсеску – можно догадаться. Румынам свое вино продать нужно. Не получится ли так, что обещанная альтернатива поставкам вина в Россию – из той же оперы, что и разрекламированная альтернатива поставкам газа в виде газопровода Яссы-Унгены, который уже назвали «потемкинской деревней»?
 
Поражает в этой ситуации и цинизм некоторых созидателей общественного мнения. Так, ученый-химик академии наук Борис Гэинэ поручился за чистоту молдавского вина! А некий экономический эксперт Корина Гайбу заявила: «Производители, зависимые от российского рынка, будут вынуждены переориентироваться… Думаю, то, что не убивает, делает нас сильнее. Эмбарго 2006 года послужило нам хорошим уроком, и теперь нам проще будет преодолеть этот этап. Последствия этого эмбарго не оправдают ожидания России. Это как холодный душ для Молдовы, ведь экономику страны время от времени полезно встряхнуть, чтобы пробудить ее от спячки и заставить развиваться непрерывно».
 
Ясное дело, убивать будут не Корину Гайбу. Умирать от нищеты и безработицы будет молдавское село. Власть Молдовы, принимая стратегические решения, от которых зависит судьба нации, не считается с мнением народа: референдума у нас боятся как огня, так как его результаты предсказуемы. Власть не думает об экономике, рассчитывая и дальше торговать дешевой рабочей силой. В такой ситуации одной отраслью больше, одной меньше – какая разница? Зачем только в этой ситуации создавать национальное бюро винограда и вина и праздновать день вина?