"Филат окружил себя подхалимами и строит коррупционную пирамиду"

19.04.2014 15:47

«Филат окружил себя подхалимами и строит коррупционную пирамиду»

 

История о преступных политиках, страхах Тарлева, обманщике Лянкэ, двуличии лидера ЛДПМ, рассказанная Федором Геличем

 В современной молдавской политике есть новоявленный Григорий Котовский, рубящий всегда с плеча, ни перед кем не заискивающий. Это Федор Гелич, председатель общественной организации «Моя Молдова».

 

 
     

Благодаря его деятельности только за время правления Альянса «За европейскую интеграцию» были сняты с постов два министра и один заместитель министра. Вскрывались коррупционные схемы, информация о неправомерных шагах чиновников эффектно подавалась журналистам. Смутить или сбить его с пути нельзя, даже посадив в камеру следственного изолятора. Выйдя на днях из этого учреждения, бывший активист ЛДПМ был весьма откровенным. Редакции «МК» оставалось лишь чуть-чуть отредактировать расшифровку эмоционального разговора, записанного на диктофон:

Чего испугался премьер Тарлев?

- В 2001 году я поддерживал ПКРМ. Был активным членом экономического совета при Василии Тарлеве. К концу правления первого периода пребывания коммунистов у власти обратил внимание на то, что и они понемногу начали заниматься отмыванием средств. Однажды принес премьер-министру документы, свидетельствовавшие о том, что высокопоставленному лицу парламента за счет средств, предназначенных для детской больницы, сделали полный ремонт квартиры. Тарлев посмотрел их, схватился за голову и говорит: «Ты что мне даешь? Хочешь, чтобы меня сняли с работы?». Все это разочаровывало. Приднестровье упустили, второй государственный язык – русский - не ввели. Нас, всех русскоговорящих, просто использовали.

Как-то подходит старый знакомый Иван Дьякону и говорит, что создается новая партия. Возглавляет ее молодой и перспективный Влад Филат. Познакомились, он пригласил к себе домой. Понимал - ему нужен агитатор-пропагандист в среде русскоговорящего населения. За чашкой чая я ему говорю: «Политика – полное дерьмо. Влад, зачем тебе это надо?». Его ответ запомнил навсегда: «Федор, я жил, учился и работал в Румынии. Мы говорим на одном языке, но там почувствовал, и мне давали понять, что я второго сорта. Хочу сделать все, чтобы мои дети не покинули эту страну и жили в ней». Красиво. Но, как оказалось, это были лишь слова.

«Ну их на фиг этих гагаузов»

Однажды группа крупных приднестровских бизнесменов попросила меня организовать встречу с премьером. Были предложения по налогам, пересечению границы. Присоединилась к нам и Анна Харламенко, тогда она возглавляла Народное собрание Гагаузии. Предварительная договоренность была на четверг. Все собрались у меня в офисе. Только направились в правительство – звонок от начальника охраны Филата Георгия Стратана: «Федор Васильевич, шеф просил Вас прийти одного». Я несколько раз уточнял, просил переспросить премьера. И все-таки взял с собой Харламенко, думал, уболтаю Филата принять ее на несколько минут. Поднялся на пятый этаж. Премьер встречает меня довольный, без пиджака, рукава закатаны. «В чем причина отмены аудиенции, Влад, посмотри, какие люди серьезные вопросы поднимают по таможне, по налогам, они на тебя надеются», - говорю ему. «Да пошли они все, - отвечает Филат. - Я хочу предложить тебе должность. Какую бы ты хотел?». Объясняю, что мне достаточно работы в партии, никаких там постов мне не надо. Прошу хотя бы Харламенко принять. А он опять: «Да ну их на фиг этих гагаузов». Потом заявил, цитирую: «Пришло время зарабатывать деньги и обеспечить будущее своим детям». Я первоначально думал: это провокация, стоял, разинув рот. А он, весь такой довольный, опять про должность. Вышел в шоке. Обманул Анну Харламенко, сказав, что там очень важная встреча с американцами. Ну не мог я еще тогда Филата выставлять в таком неприглядном свете.

Вторая картинка. Прихожу на день рождения премьера. Смотрю, стоит отдельная кучка воронинских подпевал. Спрашиваю у Филата: «А эти что тут делают?». Он отвечает: «Знаешь, я их сам терпеть не могу, но они мне нужны». Столь откровенное двуличие оттолкнуло многих людей, которые строили партию. И я принял решение выйти из ЛДПМ, не смог больше прикрывать его ложь, лицемерие, невероятную жадность и стремление к наживе. Я прекрасно понимал, что Филат окружил себя подхалимами и строит коррупционную пирамиду.

Как Лянкэ Чебану обманул

Наша общественная ассоциация «Моя Молдова» создана в 2005 году. По большей части занимались и занимаемся правозащитной деятельностью и пытаемся бороться с коррупцией во власти. Правоохранительные органы порой сами нам сливают информацию. Уже расставшись с ЛДПМ, все равно как-то относился к Владу Филату по-свойски. Не раскрывая источников, сообщал через Григория Стратана о некоторых безобразных случаях, причем заранее, чтобы он, опережая события, принял меры.

Одна такая история меня поразила. Касалась она Юрия Лянкэ, бывшего тогда министром. Пришло письмо из Чимишлии от Михаила Чебану. Он три месяца делал для дома отца Лянкэ двери и окна. Ему должны были заплатить 31 400 леев. Все сделал, как положено, а денег не дают. Работяга ходил, требовал своего. Тогда на него написали заявление в полицию, мол, преследует. Благо в органах быстро выяснили, в чем дело, и отошли в сторону – разбирайтесь сами. Звоню в Чимишлию, спрашиваю: «Вы что там с ума посходили? Вы компрометируете высокопоставленного человека». Мне отвечают: «Да мы этому …… давали двадцать тысяч, а он не хочет брать». Я специально встретился с Михаилом Чебану. Он рассказал, что Лянкэ помимо прочего обещал ему визу открыть и отправить работать в Италию. Но вместо этого получил угрозы: «Да мы тебя закроем, привлечем налоговую. Сиди и молчи». Наехали на мужика конкретно, а ему четверых детей кормить. Натуральное жлобье, что министр, который уже в должности премьера, что его друзья. Мы все задокументировали и даже сняли видео, готовили пресс-конференцию. Об этом мы еще расскажем подробно.

За Хотиняну тянется большой шлейф

Вторая история касается моей семьи. Заболел брат жены Юрий Кирица. Он жил в Рыбнице, служил в специальной группе охраны, имеющей отношение к приднестровским спецслужбам. Вдруг жена сообщает: «Юра лежит у Хотиняну». Я удивился: он ведь онкобольной, а этот депутат (от ЛДПМ) не имеет к онкозаболеваниям никакого отношения. Тем не менее, не проведя должного обследования, его прооперировали на второй день. Узнав об этом, я понял, что Хотиняну совершил убийственную ошибку, преследуя корыстную цель. Потом я уже выяснил: у Хотиняну по всей республике, включая Приднестровье, есть свои агенты. Они рекламируют его, говорят, будто он лучший специалист по операциям на внутренних органах. Получают с каждого клиента откат по двадцать процентов от платы за операцию. Брат жены отдал три тысячи долларов в клинике Хотиняну. Уехал после операции домой, а ему все хуже и хуже. Его положили в Тираспольский госпиталь. Потом он опять оказался у Хотиняну. За два дня до его смерти прихожу к нему в больницу, а там уже тень от человека. И тут он мне стал рассказывать, как попал к Хотиняну, который организовал в собственном кабинете встречу с человеком Филата, предложившим ему заработать на контрабанде спирта. За это брату жены обещали оплатить лечение. И хотя он решил все вопросы по беспрепятственному прохождению контрабандного спирта через Преднестровье, его Хотиняну «кинул».

Еле убедил родственника рассказать все прессе, объявляю на следующий день пресс-конференцию в РКБ. Прихожу с утра, а Юру спешно накануне отправили в Рыбницу, где он через два дня скончался. Отправили его подальше практически уже мертвого. Я обратился тут же в прокуратуру. Там мне прокурор, не буду называть имя, сказал, что «за Хотиняну большой шлейф тянется, но ничего пока нельзя сделать - он депутат парламента».

«Пишите на Гелича, иначе попадете в тюрьму»

Вот все это накопилось к середине прошлого года, и у Филата, видимо, в отношении Гелича лопнуло терпение. Летом 2013 года знакомые сообщили, что на меня объявлена охота, Филат поручил Речану (министр внутренних дел), чтобы его люди начали под меня копать. В это время мы создали при нашей организации волонтерское движение с целью поиска спонсоров для оказания помощи детям, больным сколиозом. По просьбе родителей больных детей и профессора, руководителя Клиники детской вертебрологии Николая Шавги мы искали помощь. Сотни детей становятся калеками, потому что у них нет денег на имплантанты для позвоночника стоимостью в несколько тысяч евро. Я подписал 107 писем в адрес разных министерств, ведомств и фирм с просьбой помочь детям. Ответ был один: «Денег нет». Тогда мы решили использовать закон «О волонтерстве», принятый 18 июня 2010 года Альянсом «За европейскую интеграцию». Кинули клич. Откликнулись сотни людей. Со всеми оформили договоры, заявления, знакомили с законом «О волонтерстве», Уставом ассоциации, бухгалтерия велась исправно. За 2013год к нам поступило около 200 тысяч леев в виде финансовой помощи. На них мы приобрели импланты и вручили материальную помощь тем, кто к нам обращался.

И вдруг, в июне 2013года наших волонтеров представители пограничной полиции стали снимать с автобусов, поездов, останавливать в аэропорту. Начались массовые обыски, задержания и так далее. Я не мог понять, что происходит. Ко мне приходили задержанные и рассказывали, что их под угрозой ареста заставляли прямым текстом: «Пишите на Гелича, иначе попадете в тюрьму». Я два раза сам ходил в полицию, просил, чтобы мне разъяснили суть претензий. Говорили: «К Вам претензий нет». Отправил несколько писем президенту и Генеральному прокурору, просил об аудиенции. Молчание. И тут мне сообщают 10 октября, что на следующий день ко мне придут в офис с обыском. И точно, прибыло два десятка человек. Побросали все документы и цифровые носители в два мешка, причем без описи. Предъявили обвинение: «Предварительный сговор по продаже людей и несовершеннолетних». Требовали показаний. Говорю им: «Так я же к вам два месяца ходил, почему тогда ни о чем не спрашивали? Тогда бы все объяснил». В знак протеста отказался с ними говорить.

Задержали на 72 часа, а потом продлили арест на месяц, после чего отпустили под домашний арест. И по сегодняшний день меня держат под домашним арестом. Дело рассматривается судом сектора Рышкановка. До сих пор слушаются лишь процедурные вопросы. Затягивают специально. Это чтобы держать на коротком поводке, под угрозой ареста, дабы я лишнего не рассказал про Филата во время предвыборной кампании. Главная задача - облить меня грязью и дискредитировать перед обществом. Сегодняшняя власть - это НКВД 1937 года в СССР. А европейская интеграция – лишь прикрытие преступных коррумпированных дел олигархов-политиков Молдовы.

 

материал: Записал Александр ТОКАРСКИЙ.