Федор Гелич мечтает увидеть фото своего отца

29.06.2013 15:02
«Его реабилитация для меня – дело чести», - говорит известный правозащитник

 

 
70 лет назад был создан «Смерш», наводивший страх на каждого советского гражданина. За три года своего существования сотрудниками структуры, название которой, как утверждают историки, предложил Сталин в качестве аббревиатуры словосочетания «смерть шпионам», было арестованы 700 тысяч военных и гражданских лиц. Каждого десятого расстреляли, остальных осудили на длительные сроки.
Все документы по уголовным делам проходили под грифом «секретно». Лишь недавно родные осужденных получили возможность узнать правду о событиях тех давних лет. Среди них и Федор Гелич, известный правозащитник, председатель общественной организации «Моя Молдова». Он пришел в редакцию нашей газеты, чтобы рассказать о судьбе своего репрессированного отца, которого никогда не видел.
 
«Таково, видно, было наше фамильное бремя: мой отец не видел своего отца, моего деда, и я своего отца не видел, - начал свой рассказ Федор Гелич. – Дед погиб в Первую мировую. Мать его, моя бабушка, родила моего отца, Василия Федоровича, в повозке во время эвакуации в 1915 году. В свидетельстве о рождении было записано, что он является уроженцем села Толоешть Бужорского района Кишиневской области. Война закончилась и, как рассказывала мне впоследствии бабушка, они вернулись домой.
 
Отец и дед были крепкими хозяевами, владели несколькими гектарами земли, за счет которых содержали семьи. Отец закончил четыре класса, что по тем временам считалось хорошим образованием. В 1937 году его призвали на службу в румынскую армию, из которой он через два года демобилизовался в звании младшего сержанта.
Вернувшись в родное село, отец вновь начал обрабатывать землю, чтобы прокормить семью. В 1940 году пришла советская власть. Первое, что сделали, отобрали у всех румынские паспорта и выдала советские. Через год, когда вновь вернулись румынские власти, отобрали советские паспорта и снова выдали румынские. В В 44-м, с приходом советских войск, вновь отобрали румынские документы и выдали новые… Люди воспринимали смену власти уже философски. В октябре того же года отца призвали в армию. Он был рядовым стрелком в одном из воинских подразделений.
В январе 1945 года его арестовала контрразведка «Смерш» по подозрению в пособничестве оккупантам. Мне удалось недавно получить оригиналы заключения и приговор судебной военной инстанции. Члены трибунала Северо-Кавказского военного округа, старшина Курочка и младший сержант Василенко, под председательством майора юстиции Вишнякова, 15 марта того же года осудили моего отца по популярной тогда статье 58-1,а УК РСФСР на 20 лет каторжных работ с поражением в политических на 5 лет с конфискацией имущества.
Вот какие обвинения выдвинули официально: «Военным трибуналом Гелич признан виновным в том, что он проживал на временно оккупированной румынскими войсками территории в с.Толоешты Кишиневской области, в течение 3-х лет служил у оккупантов помощником командира отряда по обучению молодежи военному делу, подготовлял пополнение для румынской армии.
Будучи связан с шефом жандармерии, неоднократно в качестве руководителя группы участвовал в облавах на советских партизан и парашютистов.
С этой же целью по ночам вместе с жандармерией производил обыски в квартирах советских активистов и проверял посты охраны.
Услышав от бывшего члена сельсовета Максимчука Константина сообщение о победах Красной Армии и о поражении немецко-румынских войск, сообщил о нем в жандармерию, в результате чего Максимчук был привлечен к судебной ответственности.
Наблюдая за порядками, установленными румынскими властями, воспрещал молодежи петь русские песни, а уличенных в этом избивал. В частности, избил за это гражданина Бабий. Кроме того, при бегстве румынских войск производил насильственные эвакуации молодежи в Румынию, для этого отбирал у населения лошадей и повозки».
В качестве доказательств обвинение приводило показания свидетелей, которые были записаны кем-то с их слов.
Абсурдность некоторых обвинений просто поражает. Как, к примеру, можно запретить русские песни в селе, где никто не знает русского языка?! Партизаны, диверсанты, облавы – создается впечатление, что в Толоештах началась и завершилась Ясско-Кишиневская операция. Какие советские активисты или ночные посты могли быть в далеком селе?!..
Я долгое время пытался выяснить, за что репрессировали отца. Мне удалось получить из архивов жалобу, поданную им позднее на имя генерального прокурора СССР. Как оказалось, дело по его обвинению было заведено по доносу одного из его сельчан. Федор Бабий, с которым отец как-то повздорил во время застолья, решил таким образом отомстить за полученные синяки. Выяснилось, что Бабий следственными органами вообще не допрашивался. Лишь в 1954 году, когда началось массовая реабилитация политзаключенных, пришел  ответ из министерства юстиции, в котором говорилось, что «преступные действия Гелича квалифицированы ст.58-1а правильно, однако военный трибунал неправильно применил указ от 19 апреля 1943 года и назначил 20 лет каторжных работ как чрезмерно суровую меру, а поэтому мера наказания была снижена до пределов отбытия».
Отец, как рассказал Федор Гелич, тяжело пережил все случившееся. Ходил хмурый, мрачный, тосковал. Жить в родном селе не смог, уехал куда глаза глядят – и потерялся навсегда. «Его полная реабилитация – дело чести для меня, - сказал Федор Васильевич. - И я добьюсь этого, чего бы мне ни стоило! Одного я уже никогда не смогу сделать – найти хоть какую-то фотографию своего отца. Я никогда не узнаю, как же он все-таки выглядел»